Школа территория здоровья

Рисунок

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Основной уклон делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Таким образом, основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья учащихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы заболеваний учащихся: сколиоз, гиперметропия и миопия. Главные проблемы, связанные со сколиозом и нарушениями остроты зрения – повышенная утомляемость детей во время учебных занятий, большая информационная нагрузка, малоподвижный образ жизни и чрезмерное использование гаджетов (мобильные телефоны, планшеты) в повседневной жизни.

Таким образом, учитывая низкие показатели физического развития учащихся и большой процент детей со сколиозом и нарушениями остроты зрения, программа по поддержанию здорового образа жизни школьников является актуальной.

Реализации проекта «Школа – территория здоровья» направлена на профилактику сколиоза и нарушений остроты зрения, формирование навыков здорового образа жизни. Также акцентируется внимание на вреде курения, использования электронных систем курения, распития алкогольных и слабоалкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Цель - создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.

Задачи:

1) Создать волонтёрский клуб из числа учащихся, пропагандирующий бережное отношение к своему здоровью, мотивацию на сохранение здоровья;

2) Формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

3) Создать оптимальный двигательный режим для учащихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

4) Внедрить в предметные области образования здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение остроты зрения и профилактику сколиоза;

5) Расширить взаимодействие учреждения образования и родителей в контексте укрепления здоровья, пропагандировать необходимость формирования у детей и подростков бережного отношения к своему здоровью, соблюдению здорового образа жизни.

Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в учреждении образования.

Мониторинг состояния здоровья детей, учет заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.

Комплексная профилактика, развивающая и коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.

Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

Размещение в классных уголках информации о здоровом образе жизни.

Пропаганда здорового образа жизни среди участников образовательного процесса.

Организация работы спортивных секций, объединений по интересам.

Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, родительских собраниях.

Обмен опытом здоровьесберегающей деятельности с педагогами других учреждений образования.

Проект   «Школа   –   территория   здоровья»   реализуется   сроком   на 2023/2024 учебный год.

Целевая группа проекта «Школа – территория здоровья» - учащиеся ІІ ступени образования.

План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья» на 2023/2024 учебный год

развернуть

№ п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственные

I. Организационные мероприятия

1.1

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

сентябрь

Шипилова А.Г., медсестра школы

1.2

Формирование волонтёрского клуба из числа учащихся, пропагандирующих бережное отношение к своему здоровью, мотивацию на сохранение здоровья

сентябрь

Симончик В.П., педагог социальный

1.3

Размещение на  интернет-сайте и тематическом стенде школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

согласно плану

Симончик В.П., педагог социальный

1.4

Ознакомление учащихся и родителей с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

сентябрь

Классные руководители 1-11 классов

1.5

Составление расписания учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для учащихся различных возрастных групп

сентябрь

Карпович Е.В., зам. директора по учебной работе

1.6

Изучение и подбор информационных материалов по профилактике сколиоза и нарушений остроты зрения

октябрь

Шипилова А.Г., медсестра школы

1.7

Проведение соцопроса учащихся и родителей о внесении предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в учреждении образования

сентябрь

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

1.8

Организация работы спортивных секций, объединений по интересам

сентябрь

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

1.9

Разработка комплекса физкультминуток, направленных на профилактику сколиоза и нарушений остроты зрения

октябрь

Шипилова А.Г., медсестра школы

II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования

2.1

Материально-техническое и кадровое обеспечение

2.1.1

Повышение квалификации специалистов в ИРО, АПО и др. учреждениях по вопросам здоровьесбережения

в течение года

Карпович Е.В., зам. директора по учебной работе

2.1.2

Укрепление материально- технической базы: приобретение дополнительного спортивного инвентаря, конторок, тренажёров для разминки глаз

в течение года

Пальчастый Н.И., зам. директора по АХЧ

2.2

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья

2.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

Шипилова А.Г., медсестра школы

2.2.2

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

постоянно

Участники образовательного процесса

2.2.3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек для учащихся, родителей, педагогов

в течение учебного года

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

2.2.4

Проведение Дней здоровья

каждая 2-я суббота месяца

Руководители физ. воспитания

2.2.5

Проведение выставки рисунков по тематикам здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

согласно плану ИВР

Классные руководители I-X классов

2.2.6

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Симончик В.П., педагог социальный

2.2.7

Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования

летние каникулы

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

2.2.8

Проведение акций:

Ø «Чистые руки»

Ø «День без мобильного телефона»

Ø «Долой вредные привычки»

Ø «Здоровье в порядке… Спасибо зарядке!»

Ø «Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

Ø «Со спортом дружить – здоровым быть»

согласно плану ИВР

Классные руководители 1-11 классов

2.2.9

Проведение агитбригад:

Ø «Семь правил для хорошей осанки»;

Ø «Гимнастика для глаз: развиваем визуальность, улучшаем зрение и поднимаем настроение»

октябрь январь

Симончик В.П., педагог социальный

2.2.10

Круглый стол «Сохраним здоровье» с участием медработника УЗ «Столинская ЦРБ»

декабрь март

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

2.2.11

Распространение информационно- образовательных материалов по соблюдению правил здорового образа жизни

в течение года

Симончик В.П., педагог социальный

2.2.12

Трансляция видеороликов по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Симончик В.П., педагог социальный

2.3

Мероприятия по активизации физической активности

2.3.1

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

Руководители физ. воспитания

2.3.2

Участие в ежегодных школьных, городских, районных, спортивно- массовых мероприятиях

в течение года

Руководители физ. воспитания

2.3.3

Проведение танцевальных флеш- мобов, интерактивных перемен

в течение года

Миронович В.А., педагог-организатор

2.4

Мероприятия по оказанию психологической помощи

2.4.1

Проведение социометрического теста

октябрь

Классные руководители 1-11 классов

2.4.2

Диагностика эмоциональных состояний

октябрь

Олейник И.Н., педагог-психолог

2.4.3

Психосоциальное анкетирование

октябрь

Симончик В.П., педагог социальный

2.4.4

Диагностика особенностей адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов к новым условиям обучения

октябрь

Олейник И.Н., педагог-психолог

2.4.5

Проведение индивидуальных консультаций по возникающим вопросам и проблемам

в течение года

Симончик В.П., педагог социальный Олейник И.Н., педагог-психолог

2.5

Мероприятия по улучшению питания

2.5.1

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Старший повар

2.5.2

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию    помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

в течение года

Совет по питанию

2.5.3

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Ответственный за питание

2.5.4

Работа бракеражной комиссии

ежедневно

Члены бракеражной комиссии

III. Дополнительные мероприятия

3.1

Неделя ко Всемирному дню предотвращения суицида «Живи с позитивом»

11.09-15.09

Олейник И.Н., педагог-психолог Классные руководители 5-11 классов

3.2

Акция «Безопасные каникулы»

октябрь декабрь апрель

Классные руководители 1-11 классов

3.3

Неделя пропаганды знаний о ЗОЖ

16.10-20.10

Руководители физ. воспитания Классные руководители 1-11 классов

3.4

Районная акция видеообращений людей, которые никогда не курили «Не курил, не курю и вам не советую»

16.11

Миронович В.А., педагог-организатор

3.5

Районный смотр-конкурс художественного плаката, рисунка «Опасность СПИД»

ноябрь- декабрь

Классные руководители 5-11 классов

3.6

Неделя «Территория независимости» (профилактика вредных привычек)

04.12-08.12

Симончик В.П., педагог социальный Классные руководители 5-11 классов

3.7

Неделя «Как прекрасен этот мир!» по формированию ценностного отношения к жизни

08.01-12.01

Олейник И.Н., педагог-психолог Классные руководители 5-11 классов

3.8

Спортивно-семейный праздник «Вас вызывает спортландия»

февраль

Руководители физ. воспитания

3.9

Неделя психологии

05.02-09.02

Олейник И.Н., педагог-психолог

3.10

Интерактивные акции по профилактике вредных привычек, в том числе интерактивы с прохожими

март

Миронович В.А., педагог-организатор

3.11

Мероприятия к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом

01.03

Симончик В.П., педагог социальный Классные руководители 5-11 классов

3.12

Акция «Мой выбор - жить с позитивом»

13.03

Олейник И.Н., педагог-психолог

3.13

Районный конкурс пост-мотиваторов «Я выбрал ЗОЖ, а ты?»

апрель

Миронович В.А., педагог-организатор

3.14

Неделя здоровья

апрель

Руководители физ. воспитания

3.15

Слет-конкурс отрядов ЮИД

апрель

Лысый Р.О., руководитель по ВПВ

3.16

Интерактивная акция ко Всемирному дню без табака

31.05

Симончик В.П., педагог социальный Классные руководители 5-11 классов

3.17

Мероприятия к Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотических средств и их незаконным оборотом

26.06

Симончик В.П., педагог социальный Классные руководители 5-11 классов

3.18

Межведомственная профилактическая акция «Забота»

июнь-август

Симончик В.П., педагог социальный Классные руководители 5-11 классов

IV. Оценка эффективности мероприятий проекта

4.1

Анкетирование педагогов, учащихся, родителей с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни

май

Симончик В.П., педагог социальный

4.2

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий. Оформление фотоотчёта «Мы выбираем здоровый образ жизни» по итогам реализации проекта

май

Пашкевич Н.Д., зам. директора по ВР

свернуть

Cотрудничество школы с другими учреждениями и общественными организациями

развернуть

№ п/п

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

1.

Столинская ЦРБ

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Медосмотры, лекции по профилактике заболеваний

2.

Отделение ГАИ Столинского РОВД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры

3.

Столинский РОЧС

Предупреждение детского травматизма, несчастных случаев при чрезвычайных ситуациях

Беседы, практикумы, эвакуационные мероприятия

4.

Столинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи

Воспитание любви, бережного отношения к родной природе, к своей малой родине

Экскурсии, походы, конкурсы, объединения по интересам

5.

Городская библиотека

Воспитание культуры общения и интеллектуального развития

Беседы, часы общения, игры, конкурсы, выставки

6.

Районный центр гигиены и эпидемиологии

Проведение обучающих семинаров по вопросам здорового образа жизни

Лекции, беседы по профилактике заболеваний

свернуть

Функции различных категорий работников школы в контексте реализации проекта

развернуть

1. Функции директора и его заместителей:

  • Общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;
  • Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении образования;
  • Организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ;
  • Организация контроля уроков физической культуры и здоровья;
  • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
  • Организация работы классных руководителей по проекту «Школа территория здоровья» и его контроль.

2. Функции классного руководителя:

  • Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности учащихся в учреждении образования;
  • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике сколиоза, нарушений остроты зрения;
  • Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках проекта;
  • Организация и проведение исследования уровня и качества физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
  • Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

3. Функции педагога-психолога, педагога социального:

  • Формирование банка данных различных категорий учащихся и оказание им социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
  • Организация и проведение мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, суицидального поведения;
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, РОЧС, ЦРБ.
свернуть

Ожидаемые результаты

развернуть
  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий;
  2. Соответствие условий образовательного процесса санитарно- гигиеническим требованиям;
  3. Соответствие гигиенического нормирования учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  4. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей (% участников, спортивных мероприятий, лекториев, круглых столов);
  5. Снижение пропусков учебных занятий по болезни;
  6. Увеличение количества учащихся, вовлеченных в занятия кружков, спортивных секций, направленных на формирование здорового образа жизни (% вовлеченных в спорт);
  7. Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха;
  8. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья учащихся;
  9. Улучшение показателей динамики здоровья учащихся:
  • сохранение контингента учащихся, отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
  1. Совершенствование материально-технической базы школы.
свернуть

Новости и мероприятия проекта

развернуть
свернуть
2024
сентябрьмарт
7 сентября, суббота

Спортландия, посвящённая началу учебного года "Будь первым"

подробнее...
поделиться в: