Советы педагога социального

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой насильника

Если вы не склонны к случайным знакомствам, предусмотрительны, ведете нормальный образ жизни, то ваша безопасность во многом гарантирована. Но в современном мире все предусмотреть невозможно.

Почему именно ДЕТИ часто становятся жертвами преступлений?

Потому что дети доверчивы и беспечны!

А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия.

ИЗБЕЖАТЬ НАСИЛИЯ МОЖНО

Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!

Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

"ГДЕ преступники поджидают своих жертв?"

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай: «Нет!».
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями, либо попроси оставить телефон, чтобы с предлагающим услуги могли связаться взрослые.
  • Если рядом с тобой остановилась машина, как можно дальше отойди от неё (могут силой усадить в машину и увезти)и ни в коем случае не разговаривай с людьми в машине, а тем более не соглашайся сесть в машину.
  • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды.
  • Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

И чтобы не стать жертвой преступления, дети и подростки должны знать, как вести себя с незнакомыми людьми на улице, во дворе, в транспорте.

  • ПОДЪЕЗД
  1. Не входи с незнакомыми людьми в подъезд.
  2. Если на лестничной площадке нет света, позвони по домофону или телефону, чтобы тебя встретили.
  3. Не открывай ключом входную дверь, если рядом находятся посторонние люди.
  4. Не просматривай почту около ящика спиной к незнакомым людям, поднимись в квартиру.
  • ЛИФТ
  1. Никогда не садись в лифт с незнакомыми людьми.
  2. Если кабина лифта подошла, а у лифта появились посторонние, откажись от поездки под предлогом, что забыл что-то взять дома или оставил что-то на улице.
  3. Если случилось, что приходится подниматься на лифте с незнакомым, повернись к нему лицом и встань около двери.
  4. Если незнакомец начинает приставать, не угрожай ему, будь спокоен, постарайся вовлечь его в разговор, выиграть время, предложив пойти в более подходящее место. Скажи ему о венерическом или другом заболевании, постарайся вызвать сострадание или симпатию. Сделай вид, что выполнишь его требования, и когда он расслабится – действуй решительно, постарайся нажать кнопку диспетчера и попросить помощи или нажать на кнопку ближайшего этажа и бежать; если не получилось – зови на помощь, кричи, стучи в стены лифта.
  • УЛИЦА
  1. Будь осторожен при случайных знакомствах, не спеши давать номер собственного телефона и адрес малознакомым людям.
  2. Не гуляй до темноты.
  3. Не уходи далеко от своего дома.
  4. Обходи незнакомые компании и пьяных людей.
  5. Избегай безлюдных мест (оврагов, пустырей, подвалов, чердаков, заброшенных домов).
  6. В разговоре с друзьями не хвастайся, что в квартире есть дорогостоящие предметы (компьютер, видео- и аудио - аппаратура, золотые украшения, деньги).
  7. Не держи сотовый телефон на видном месте, не хвастайся им перед сверстниками.
  8. Не давай сотовый телефон незнакомым людям.
  9. Если незнакомые люди приглашают послушать музыку, сниматься в кино, посмотреть видеофильм (могут быть другие приглашения) – не соглашайся.
  10. Не гуляй по улице с дорогими вещами (плееры, золотые украшения и т.д.).
  11. Не заходи в темные дворы, иди по освещенной улице, где есть люди.
  12. Не бери ничего у незнакомых людей на улице.
  13. В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяй силу – вырывайся, кричи, убегай.
  14. Для самозащиты используй подручные средства (длинный ключ, расческу с длинным концом, лак для волос и т.п.).
  15. Подключи смекалку, чтобы привлечь внимание посторонних.
  16. Не стесняйся звать людей на помощь.
  • ТРАНСПОРТ
  1. В автобусе садись ближе к водителю.
  2. Выйдя из автобуса, постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.
  3. Если ты видишь тормозящую машину, как можно дальше отойди от нее.
  4. Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.
  5. Если к тебе подъехала машина, и водитель стал вести себя навязчиво, убегай в направлении противоположном движению машины.
  • НИКОГДА НЕ САДИСЬ В ЧУЖУЮ МАШИНУ
  1. Машина - это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника.
  2. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
  3. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять "Правила поведения в автомобиле":
  4. Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
  5. Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к машине внимание других водителей.
  6. Если перекресток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника милиции. Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
  7. Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры. Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
  • В ГОСТЯХ, НА ВЕЧЕРИНКЕ
  1. Уходя из дома, поставь в известность близких о месте пребывания и времени возвращения.
  2. Не ходи в гости к малознакомым людям и не приглашай их к себе.
  3. Не засиживайся в гостях до полной темноты, если это случилось, то позвони домой, чтобы тебя встретили.
  4. Уходя из гостей, попроси проводить до остановки.
  5. Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире есть еще кто-нибудь, кроме тебя.
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СВОЕМ ДОМЕ:
  1. Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей
  2. Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут.
  3. Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки.
  4. Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.
  5. Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!

  1. Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.
  2. Зачем же тогда отворять дверь? Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.
  3. Но ещё хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные "семейные" преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома.
  4. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно .

Информация связанная с ростом количества несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности

По итогам 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. отмечается негативная динамика, связанная с ростом количества несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой свободы или половой неприкосновенности (+24,9%; с 793 до 991). Кроме того, увеличилось более чем в 4 раза (с 16 до 71) число уголовно наказуемых деяний, совершенных подростками в указанной сфере.

Как показывает следственная практика, в большинстве случаев несовершеннолетние становятся жертвами противоправных посягательств, соглашаясь на предложения, размещаемые в социальных сетях, поучаствовать в так называемых «Вписках» или «Флетах». Их суть заключается в ночевке на съемном жилье, как правило, в компании малоизвестных людей с последующим распитием спиртных напитков, либо потреблением наркотиков. Зачастую, находясь в состоянии опьянения, участники «Флетов» или «Вписок» причиняют вред имуществу как собственников жилого помещения, так и их соседей. При этом во многих случаях происходящие мероприятия транслируются в мессенджерах сети Интернет, демонстрируя непристойное и аморальное поведение. На «Флетах» несовершеннолетние вступают в беспорядочные половые связи, потребляют психотропные вещества, становясь при этом жертвами тяжких преступлений.

Так, в августе месяце 2022 г. у группы школьников из г.Гродно проходил «Флет», на котором присутствовала и малолетняя местная жительница. После совместного употребления спиртных напитков в ночное время в отношении данной девочки группой пьяных подростков были совершены многократные насильственные действия сексуального характера.

В ноябре 2022 г. несовершеннолетняя, 2008 года рождения, находилась на одном из «Флетов» в г.Минске. В квартире компания распивала спиртное. После выпитого алкоголя подросток легла спать. Когда она проснулась (на следующий день), узнала, что в отношении нее совершены действия сексуального характера со стороны другого несовершеннолетнего (вставлял канцелярские предметы в половые органы). В тоже время все действия были сняты на камеру мобильного телефона.

По данным фактам возбуждены уголовные дела по ч.2 ст.167 Уголовного кодекса Республики Беларусь (насильственные действия сексуального характера), санкция которой предусматривает лишения свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

В декабре 2022 г. сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних Борисовского РУВД получена информация о «Флете» с участием более 20 подростков. При проверке данного адреса было выявлено 12 несовершеннолетних и 3 взрослых лица, которые совместно употребляли спиртные напитки. При проведении медицинского освидетельствования у 6 несовершеннолетних установлено состояние алкогольного опьянения. Благодаря своевременному выявлению сотрудниками милиции указанного «Флета» удалось предотвратить возможное совершение очередного тяжкого преступления.

12 января 2023 г. установлено проведение аналогичного «Флета» в г.Орша, где выявлены несовершеннолетняя и двое взрослых, совместно распивавших спиртные напитки.

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

- компромисс (уступки с обеих сторон); 
- интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
- капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
- уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
- переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
- вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
- чувство юмора.

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов.

развернуть

Страх это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия страх пауков; кинофобия страх собак; офидофобия страх змей; аквафобия, гидрофобия страх воды, плавания; акрофобия страх высоты; никтофобия страх ночи, темноты; гематофобия страх вида крови; охлофобия страх толпы, переполненных мест; танатофобия страх смерти и пр.

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).

Самые распространенные это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.

Рекомендации для родителей

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:

- Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.

- Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.

- Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.

- Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.

- Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

- Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.

- Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.

- Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.

- Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится.

2. Разъяснение маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение!

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.

Угрозы!

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.

Обещания!

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.

Опека!

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».

Повиновение!

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.

Потакание!

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.

Будьте последовательны!

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.

Требуйте соответственно возрасту ребенка!

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!

Прислушайтесь к своим словам!

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!

И ещё пару правил…

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.

5. Не относитесь к его проблемам свысока.

6. Не унижайте!

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.

Родителям на заметку:

У активных родителей — активные дети.

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

свернуть